среда, 10 октября 2012 г.

Талашкино

Заранее извиняюсь за стиль изложения, фактически это тезисное изложение, чтобы самой не забыть. Дважды перечитала и поняла, что писать гладким литературным языком об этой поездке не хочется.

Очень давно собиралась съездить, рассматривала варианты поездки в Смоленск самостоятельно, но в итоге нашла тур, который по описанию довольно точно соответствовал тому, что я хотела бы увидеть в этой поездке. Все оказалось не совсем так, как я мечтала.

Уже довольно давно я обратила внимание на то, что 80-90% экскурсионных туров связаны с храмами, фактически это паломнические туры (хотя они так и не называются, но по сути это так), причем доля их только возрастает. Но я не паломник, храмы рассматриваю исключительно как памятники архитектуры и декоративно-прикладного искусства. А основная часть моих интересов связана с вышивкой в той или иной степени. Поэтому увидев двухдневный тур в Смоленск, где половина программы посвящена музею Русская старина и Талашкину я обрадовалась. Не тут-то было.

Уже в Смоленске оказалось, что музей Русская старина закрыт на реставрацию, по словам экскурсовода в здании никогда не было отопления и канализации, состояние фондов удручающее. К миллениуму было предложение опубликовать каталог коллекции М.К. Телищевой. Но идею быстро замяли, возможно потому, что на момент дарения княгиней коллекции Смоленску было 10000 единиц хранения, а в эти дни нам многократно с гордостью повторяли, что в музее 4000 единиц хранения. Честно говоря, даже думать не хочу что сталось с остальными экспонатами. В ближайшие годы реставрация в музее не закончится.

Пока в другом здании показывают только картины из коллекции М.К.Тенищевой. Спас Нерукотворный новгородской школы меня поразил. Потрясающе сильная икона (прошу учесть, что я совсем не религиозна). И остальные картины из её коллекции произвели столь же сильное впечатление. Если же и предметы декоративно-прикладного искусства такой же красоты и ценности, то значение коллекции уникально. Если её разграбят или сгноят окончательно, то это утрата огромная. С моей точки зрения, музей на Делегатской не стоит коллекции Тенищевой!

_________________

Мария вышла замуж второй раз за князя Тенищева, это был брак по расчету, муж был на 15 лет старше. Но  благодаря этому браку у Марии появились средства, чтобы открыть школы и студии.

Тенищевы открыли более 30 учебных заведений. В их доме в Петербурге была открыла бесплатная художественная студия, в которой могли заниматься молодые художники, которые не прошли отбор в академию художество по какой-либо причине. Именно этой студии мы теперь благодарны за открытие таланта Билибина.

Сельскохозяйственная школа в Талашкино открыта в 1893 году. Бесплатное обучение для крестьянских детей и сирот, обучение длилось 6 лет. Раздельное обучение для девочек и мальчиков. В школу принимали с 9 лет. Так как Тенищева считала, что раньше ребенок не может осознать чем бы ему хотелось в жизни заниматься. Полный пансион, для детей шили даже специальную одежду для занятий спортом.

Рассказ о школе произвел впечатление – система обучения замечательно продумана. Ежегодно школа выпускала 150 учеников. Макаренко использовал опыт этой школы в своей работе. Кстати, агрономом у него был выпускник талашкинской школы.

В школе преподавали профессора из Петербургского университета, а занятия в художественным мастерских вели замечательные художники своего времени – Репин, Бенуа, Рерих, Врубель, Малютин. Вы только представьте – крестьянским сиротам преподают профессора университета! И это 1893 год.

Мастерские при школе были оборудованы по последнему слову техники.

Ужасного качества висел ксерокс, а скатерть была видимо очень красивая. Очень хочу найти лучше фото и рисунок!

 

Как мне нравится этот стол с дорожкой!

Лестница на второй этаж в Теремке.

Балалайки с росписями Врубеля.

 

Быстро учебные мастерские превратились в центры художественных промыслов. Работа делилась на две части. Крестьяне и мастеровые несли то, что могли сделать сами. А талантливые художники создавали замечательные рисунки, по которые выполнялись уже высоко художественные прикладные вещи.

Для руководства мастерскими по совету Рериха Т. Пригласила Малютина (именно благодаря ему мы теперь гордимся матрешками). Он проработал в Талашкино всего 3 года, но успел оставить очень заметный след – Теремок, резные ворота и мостики, росписи большого количества балалаек, резная мебель.

 

Со временем у него возникли творческие разногласия с Т. Все его работы были очень красивы, но он придерживался принципа не отхода от народных, довольно архаичных форм. А Т. стремилась взять от народного искусства идеи и технику исполнения, а формы придать уже современные. В вышивальной мастерской вышивали по рисункам Т. и художников старинной техникой, но современными оттенками цветов. Крестьянки первое время называли такие цвета мутными. Т. оставила принцип использования небольшого количества цветов, так же как в крестьянских узорах, но цвета использовала, присущие стилю модерн – коричневый, фиолетовый, болотно зеленый, т.е. более естественные природные оттенки.

На выставке 1900 года в Париже изделия из Талашкино произвели фурор. В конце будет ссылка на каталог талашкинской вышивки на этой выставке. Нашла на сайте одного американского института искусств! Зато наши музейщики удавятся, но информацией не поделятся. Попасть в библиотеки наших музеев частному лицу дело заведомо проигрышное((.

В каталоге представлены скатерти, которые пользовались огромным спросом. Своего рода вышивальный пэчворк – вышивка выполнялась на тканях разных цветов, а потом уже соединялась в скатерти, дорожки, салфетки.

Вскоре после революции Талашкино сожгли, а во Фленове, где размещалась школа и располагались мастерские разместили отдел НКВД, территорию разделили на огороды, в храме Святого Духа хранили овощи, от сырости и испарений все росписи Рериха внутри храма погибли. Осталась мозаика Спаса Нерукотворного при входе.

Сейчас экспозиция размещена в здании мужского учебного корпуса и в Теремке. Экскурсовод - преподаватель по образованию, очень интересно рассказывала про школу, но заметно поскучнела, когда перешла в Теремок и разговор пошел о творческих мастерских.

Архив школы сохранился практически полностью, его изучают и на основе его построена интересная экскурсия. Но почему так мало информации о мастерских, где их архив? Где эскизы великих художников, вышивки, книги?

Обидно, но необходимо, чтобы текст экскурсий писали такие же увлеченные этими ремеслами люди, иначе эта часть деятельности Т. Будет оставаться неизвестной как сейчас, а ведь без этих мастерских школа не была бы школой Тенищевой, для которой художественные мастерские составляли неотъемлемую часть обучения детей. Основным принципом деятельности этой школы было выявить талант у каждого ребенка – к сельского хозяйству или садоводству, музыке, рисованию, вышивке, гончарному,  столярному делу и др. 

В экспозиции нет вышивок мастерских (только одно кресло и ширма), остальное - простые ученические образцы.

 

По словам экскурсовода все передано в Смоленск на хранение в музей «Русская старина» (говорят, что старая охранная сигнализация и древняя проводка, что странно ведь остальные деревянные предметы там хранятся, еще называли причину – краски шелка под воздействием света выцвели и вышивка на реставрации). По словам московского экскурсовода она видела фонды этого музей и была в ужасе от их сохранности и условий хранения.

Так что Талашкино в действительности нельзя назвать вышивальным местом, как я надеялась. Думаю, что талашкинской вышивки в Смоленске мы не увидим. Тогда остается искать в европейских коллекциях, ведь княгиня продала в Европу огромное количество вышитых изделий.

Очень мне нравится резное панно по рисунку Малютина. Птицы вверху просятся в вышивку.

Посмотрите какие рамки в стиле модерн. Уверена, что в этом же стиле были и вышивки.

 

Знаменитая перегородчатая эмаль Тенищевой. Мария училась в Париже эмальерному искусству у Рене Лалика, помните выставку в Кремле?

Книги Тенищевой

Удивительная была женщина, думаю, что с непростым характером. Но кто знает, скольких бы картин не написали художники не будь её непростого характера.

Вот фото ниже вышивки, которые я очень хотела увидеть вживую. Но ужас, увлечение музейных работников современными технологиями сыграло со мной злую шутку – на стене висят цветные ксерокопии!

Вообще таких ксерокопий очень много – там где должны были бы быть ведомости школы, фотографии учеников и окрестностей, висят распечатки довольно плохого качества. Согласитесь есть разница – рассматривать старинное фото или ксерокопию. Такого качества фотографии я могу и в сети найти, для этого не стоит ехать 7 часов.

Честно говоря, именно в этой поездке у меня появились претензии к музейщикам:

Из музейного манифеста с сайта Эрмитажа: “... Музей, по своей природе, это особое, в значительной степени уникальное образование, сочетающее в неразрывном единстве исполнение важнейшей общественной миссии и государственной функции по формированию, сохранению и изучению Музейного фонда страны и осуществление разнообразной просветительской деятельности. ..”

Побывав в Талашкино я не увидела сохранения коллекции М.К.Тенищевой, более того у меня появилась уверенность, что коллекцию я скорее всего никогда не увижу.

И не смотря на все это я рада, что съездила сейчас, потому как увидеть даже те немногие росписи Врубеля, Малютина, Васнецова, посмотреть на деревянную резьбу – дорогого стоит. Стиль талашкинской вышивки складывался на основе их рисунков не менее, чем на народных орнаментах. А кто знает, что мы увидим еще через несколько лет?

Рекомендую ехать самостоятельно без автобусной экскурсии, потому как группа находится в Талашкино всего 1 час, – этого невероятно мало. По Теремку я буквально бегала с фотоаппаратом.

Интересные записки Солоухина о Талашкино.

Каталог вышивки Талашкино на выставке 1900 года.

Буклет о Талашкине. На редкость удачный буклет, хороший текст и отличные фотографии (много лучше, чем получились у меня).

Книга Талашкино с текстом Маковского.

19 комментариев:

  1. Безумно интересно! Обожаю твой блог!
    Помню, как в 2005-ом году была на русской выставке в музее Орсе. Там было очень много предметов из Талашкино - и вышивка тоже была. Фотографировать было запрещено, но я была на выставке два раза. Французы толпились в этих залах. Жаль, не понимала я тогда до конца, чт о вижу редкость.
    Таня, а я никак не могу найти манто на сайте Метрополитен музея. Помоги, если сможешь.

    ОтветитьУдалить
  2. Люба, честно говоря, даже перечитывать горько - расстраиваюсь опять.
    Как тебе повезло во Франции!
    Манто тоже пока не нашла, просмотрела все что было Пуаре в Метрополитен.
    Нужен человек с приличным французским, чтобы поискать в сети талашкинские вышивки в частных или музейных коллекциях. На английском я уже прочесала - нашла каталог выставки и пару ссылок, что еще в двух университетах есть книги о талашкине, они оцифрованы, но не в открытом доступе.

    ОтветитьУдалить
  3. Тань, в музее Орсе сейчас новая выставка - мода в стиле импрессионизм. Всё - это последняя капля! ;)))

    ОтветитьУдалить
  4. Почти 2 часа искала выставки по декотивно-прикладному у нас. Пусто.
    Нашла одну мелкую выставку оренбургских платков и все. Т.е. вообще больше по нашему профилю нет. Искала на museum.ru не удивлюсь если потом окажется, что выставки были, а информации о них нет.
    А выставку в Орсе ты застанешь))

    ОтветитьУдалить
  5. Выставка только что открылась (и до конца января).
    Посмотри видео "Сценография" справа, так напомнило то, что мы делаем иногда. ;)
    http://impressionnisme-mode.musee-orsay.fr/le-defile-des-peintres.html#!la-scenographie

    ОтветитьУдалить
  6. То есть, это совместная с музеем Метрополитен выставка! С ума сойти!!!
    http://www.ambafrance-ru.org/Impressionizm-i-moda-franko

    ОтветитьУдалить
  7. Сценография у меня не открывается((

    Добавила очень интересую книгу о Талашкине с текстом Маковского. Люба, посмотри - там на 74 странице фото кресла из Теремка и краски много ярче. Я же говорила, что кресло сильно выгорело. Так хочется помсотреть на изнанку вышивки - вот там родные цвета.

    ОтветитьУдалить
  8. Оооочень интересная книга - просто находка! Спасибо! Какие красивые образцы вышивки - стоит повнимательней приглядеться для вдохновения.

    ОтветитьУдалить
  9. Тань, спасибо за пост. Обидно. Особенно ксероксы резанули.

    А мне безумно нравится малютинский дом в Соймоновском переулке. Помнишь, я о нем писала
    http://moskvalubvimoey.blogspot.com/search/label/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0

    ОтветитьУдалить
  10. Саш, конечно помню. Сказка один из моих любимых домов.
    Ксероксы меня просто убили - их слишком много, весь первый этаж в Теремке и зал при входе в школу.

    ОтветитьУдалить
  11. Тань и от меня спасибо за пост! Знаешь мне кажется большинству работников музеев по фигу на то, с чем они работают... Их интересует только маленькая зарплата, про Маслоу знаю и поэтому не могу их сильно ругать - когда "нечего кушать" - мысли о вечном мало трогают, но это пожалуй тема для совсем другой беседы... Про ксерокопии вообще за гранью...
    Про французский - попробуй написать Наташе - Ассоль, может она сможет помочь? http://voilesecarlates.blogspot.com/ (через Юлю Фрекен Жюли можно еще к Наташе обратиться или через Киру)

    ОтветитьУдалить
  12. Таня, спасибо за пост! Для меня многие твои рассказы - натуральный ликбез :)

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте, дорогая Татьяна! Вашь рассказ удивительно интересный, в прочем как и все предыдущие, зачитываюсь с того счастливого дня как нашла Вашь блог! Но описаная ситуация в музее просто довела до слёз! Почва уходит из под ног, когда сталкиваешься с таким варварским безразличием к нашей истории, к драгоценным памятникам прошлого, к предметам, свидетельствующим о необыкновенно высоком уровне и художественного восприятия мира, и мастерства , и культуры быта в целом. И пренебрежение это от тех, кто призван бережно сохранять и доносить до людей! Горькое чувство обкрадености и обманутости. Это национальная трагедия!

    ОтветитьУдалить
  14. Наталья, я описала то, что ощутила именно я. Вполне возможно, что для другого человека покажется все не так плохо. Ведь в начале 2000 было совсем неприглядно. С того времени отреставрировали Теремок, уже лет 5-6 медленно, но идет реставрация храма. Но вот дух мастерских исчез совсем. То есть как мне показалось - восстановили внешнее, форму, но не позаботились по настоящему о содержании. Хотя в данном вопросе я максималист, может быть сейчас идет работа по составлению новой экспозиции, кто знает?
    Для меня страшнее то, что возможно творится в фондах музея Русская старина. Если бы все там было в порядке, то коллекцию выставляли бы, а сейчас вышивку Талашкина можно увидеть только на выставках в музее Орсе (вещи из частных коллекций иностранцев, которые покапали вышивки в 1900-е гг.)

    ОтветитьУдалить
  15. А вот нпосмотрите пожалуйста, что нашлось, может всё таки есть надежда увидеть некоторое кол-во вышивок... http://www.smolensk-museum.ru/kollekcii/obschaya_harakteristika/tkani_735/photo_1304.html

    ОтветитьУдалить
  16. Наталья, это просто две безымянные строчки, к сожалению. Реально вышивки посмотреть нельзя. Хотя надеяться нужно. Но мой оптимизм за последние несколько лет поутих, я вижу как куда-то убираются, знакомые с детства, экспонаты декоративно-прикладного искусства и больше не появляются обратно.
    Я не понимаю смысла что-то сохранять, если люди не могут видеть эти вещи, учиться на этих примерах, вдохновляться ими. Прекрасно понимаю, что показать все, что хранится в музейных фондах невозможно. Но в данном случае помещение в Теремке наполовину пустует, на первом этаже только компьютерные распечатки экспонатов.
    Представьте себе, посетитель идет на выставку, например в Пушкинский, а вместо подлинных картин Караваджо на стенах компьютерные распечатки. Думаю, что он будет чувствовать себя обманутым.

    ОтветитьУдалить
  17. Да, к великому сожалению всё так и есть. Когда мой интерес к вышивке стал выходить за рамки энциклопедий по рукоделиям, и меня потянуло к старине, а музейные и выставочные каталоги пробудили сильное желание посмотреть на эти красоты в живую, то горькие чувства охватили меня во всём своём разнообразии. Недоумение - "неужели нам осталось так мало? ", негодование по поводу неудобства рассмотреть экспонаты поближе, многие за стеклом и на довольно большом расстоянии, и разглядеть нюансы очень проблематично, очень скудная информация (или труднодоступная) вообще по этому разделу, по тканям и по разным техникам вышивки... Непосредственная приемственность поколений нарушена, мой прапрадед сам вышивал, но меня вышивке в семье, увы не учили...И научиться тому, что умели наши предки, по их изделиям - миссия, достойная спецагента. Будь в наши времена такая мастерская как у Марии Клавдиевны, сочла бы за великое счастье в ней учиться и работать!

    ОтветитьУдалить
  18. Здравствуйте, Татьяна. Спасибо за интересный рассказ. У Вас в блоге очень интересно.
    Мне хотелось бы немножко заступиться за музейных работников...
    Можно?)
    Конечно же нам хочется видеть на выставках подлинники, но это ведь не всегда безопасно для предметов... например фото и бумага очень страдают от света. поэтому музейщики и не спешат выставлять их на всеобщее обозрение.
    Да и ткани тоже нужно хранить в специальных витринах, стекло которых не пропускает ультрафиолет... не каждый музей может себе это прозволить...
    Музейные работники все-таки хранят наше национальное достояние,поэтому не будьте к ним так строги.

    ОтветитьУдалить
  19. Добрый вечер.А вы знаете что вышивка с архангелами по эскизам Васнецова еще 10 лет назад висела в Талашкине в оригинале.Там все было в оригинале, никаких ксероксов вообще не было.Экспозиция сейчас составляет процентов 30% в сравнении с прошлыми годами.В здании школы нет выставки ковшей, собранной художниками по всей России (около сотни). Интересно ковши тоже страдают от света? Сейчас эмалевый портал Тенишевой увезли на реставрацию остались одни доски с фоткой.Сберегут.Наверное свет и на эмаль плохо влияет,да еще и люди дышат.Страшно... На первом этаже Теремка одни фото.У меня ощущение что там были самовары,надо распечатаь фотографии посмотреть.Пяток балалаек Врубеля сняты с экспозиции.А рамочки по эскизам Зиновьева почти все.Спасибо музейным работникам.Видать не особо ценные.Оставили !!!Талашкино то ладно,музейные работники подлинники сберегут,отреставрируют,заменят на дешевый антиквариат.А вот кому понадобились чугунные полы в Смоленском соборе,я вообще не пойму?Наверное их все истерли до камней.Разрушается культура.Надо беречь.Всё в фонды.Там сберегут от людей.

    ОтветитьУдалить