суббота, 27 октября 2012 г.

Ricamo Italiano

Замечательная новость - на сайте Ezpress теперь можно купить электронную версию журнала Ricamo Italiano. Номер журнала стоит 2,90 евро.

Журнал очень хороший, поскромнее чем Rakam, но за 100 рублей в которые обходится номер точно стоит его купить.

В блоге Italian Needlwork подробная инструкция как зарегистрироваться на сайте Ezpress и как купить журнал. Можно купить просто один номер, а можно оформить подписку.

Кстати и сам блог Italian Needlework очень рекомендую.

вторник, 23 октября 2012 г.

Сицилийская вышивка

Кто-то меня спрашивал про неё, сразу я забыла показать, а сейчас рылась в журналах Rakam и наткнулась на фотографии.

С год назад в сети нашла блог русской девушки, которая живет в Таормине, иногда я ей завидую по-хорошему. Таормина очень красивый городок и даже толпы туристов её не портят.

Девушка писала, что увидела в магазине в Кастельмоле вышивающую синьору. Еще лет 40 назад, можно было на центральной улице городка увидеть вышивальщиц, тогда это было обязательное умение для женщин. А сейчас ручная вышивка стала почти редкостью, сицилийцы не любят рукодельничать. Вышитые скатерти обычно дарят на торжества и они лежат в шкафу, как приданое.  Так что вышивающая синьора сама как музейный экспонат.

Зато на день города принято вывешивать с балконов вышитые скатерти и покрывала. Представляете какая красота!

Вот что вышивала синьора.

222938-b90b8-45670705--u9c385

Сицилийская вышивка похожа на нашу Олонецкую, только она много-много проще. На Сицилии просто обшивают контуры и делают сетку. Ну что иностранцу смерть, то ж русскому только отправная точка для полета.

Ниже фотографии из Rakam. По ним легко понять, что сначала выдергиваются нитки, а затем уже обшиваются контуры и перевивается сетка. И все!

Rakkam 10_ 018 Rakkam 10_ 017Rakkam 10_ 016(NO15) 

А вот как вышивают у нас - олонецкая вышивка из Русского музея.

Нижний край передника.

 

Фрагмент.

Подзоры.

 

 

Фрагмент.

У нас сетка и контур, это только часть вышивки, причем сначала обшивается контур и выполняются разделки, а потом уже дергается сетка. Мне кажется, такой вариант более разумный. Самое красивое – это грамотное заполнение рисунка. (Мне, как обычно, белый вариант нравится больше.)

Конечно я показала замечательные образцы из музея, но и сейчас на вышивальных выставках можно увидеть олонецкую вышивку.

Так что, на мой взгляд, сицилийская вышивка проще наших, хотя и сегодня нам есть чему учиться у итальянцев. Несколько блогов итальянских вышивальщиц у меня среди самых любимых.

Монограмма DO

Хочу показать монограмму, которая мне самой очень нравится.

Буквы из профессиональной книжки с вышивальными монограммами, за которую Ирине Михайловне огромное спасибо.

Иногда, прежде чем остановиться на одном варианте перебрать нужно до 20 разных написаний букв.  В этот  раз все было проще,  нашла всего 7 более ли менее подходящих вариантов плюс те, что нарисовала Елена. Но тот, что выбрали - самый удачный.

Высота буквы О – 26 мм, буквы D 20 мм, нитки DMC 815 и очень удобная для вышивки ткань – плотный двухсторонний хлопок. Переводить рисунок на него не очень удобно, но зато после того, как вышит контур букв, процесс вышивания доставляет огромное удовольствие. Ткань плотная и мягкая – игла легко проходит сквозь неё, а большая плотность дает возможность класть стежки максимально близко друг к другу.

Буква D – гладь с настилом, O – шов в раскол. В итоге – плоская O и хорошо выпуклая D.

Самой так нравится, что сфотографировала со всех сторон, только что не к верх ногами))

  

четверг, 18 октября 2012 г.

Еще одна сонетка

Бывают вещи, на реставрацию которых тратишь очень много времени, а со стороны посмотришь, и вроде непонятно с чем там нужно было так долго возиться. Эта сонетка как раз из этого числа.

На первый взгляд все выглядело вполне невинно. Канва сонетки в очень приличном состоянии, обрывы только на концах и довольно большие утраты бисера. Александр просил поменять окончания сонетки на другое.

Сонетка длинная -полтора метра в длину и 6 см в ширину.

Бисер все время осыпался и я решила, что лучше сначала пришить бисер, а уже потом промывать сонетку.

О том что все будет долго стало понятно буквально после первых стежков, 15 бисерная игла не пролезала в светло и темно-зеленые бисерины совсем, а также в некоторые розовые и синие. Такой долгострой у меня уже есть (ридикюль – за 10 часов работы пришивается не более 8 мм рисунка в высоту по ширине ридикюля). В таких случаях каждая бисерина надевается на нитку, затем нитка в иголку, пришивается, потом нитку вытаскивают из иголки, опять нитку продевают сквозь бисерину и т.д. до бесконечности…

Здесь рисунок совсем не плотный, так что работа заняла всего месяц. А так посмотришь и сама удивляешься – что так долго провозилась.

 

Красивая верхушка.

Когда промывала обнаружила, что сонетка невероятно линяет, не знаю чем красили канву, но эта коричневая краска покрасила все вокруг, даже утюг сквозь ткань))

Впервые столкнулась с тем, что на обычный счетный рисунок бисер пришивается разными способами. Посмотрите - на синий цветочек бисер серединки пришит вертикально, правый и левый лепесток горизонтально, стебелек темно-зеленого бисера пришит горизонтально, листики из светло-зеленого бисера вертикально. Вроде простой прием, но бисер от разнонаправленных бисерин отражается по-разному и вид очень интересный.

вторник, 16 октября 2012 г.

Жгуты

Месяц назад не удержалась и купила в “Бисер.Бусинка. Страз” несколько пакетиков с миксами. Уж очень красивые, хотя я зарекалась покупать бисер без надобности (запасы дома растут как на дрожжах), но не могла уйти от этого стенда с такими красивыми смесями.

Пакетики разные, где-то бисер одного размера, а где-то 4-5 размеров, да и масса оттенков. Самый мелкий пригодится для реставрации, а средний и крупный можно использовать для жгутов.

Первая парочка связалась просто из миксов, набирала на нитку не глядя, не подбирая рисунка. Иногда такие варианты очень выигрышно смотрятся.

Внешний какой-то новогодний, по моему. Внутренний уже обновила в Талашкино.

Следующий решила сделать с рисунком, задача была использовать много-много цветов. За основу взяла рисунок для буковинского жгута на 12 бисерин, а цвета подбирала из этого микса. Задача была сделать очень веселый, даже немного хулиганский жгут. Мне кажется получилось.

В процессе.

И результат, длина 33 см, короткий - почти под горлышко, хотелось сделать жгут, который можно носить с рубашкой. Показываю пока без застежки, потому как хочу еще парочку связать, а потом сразу всем поставлю застежки.

Выложила 2 фотографии, жгут разноцветный, в зависимости от того как повернешь, оттенки то красные, то синие.

Еще 4 пакетика с миксами лежат. Скоро благотворительные ярмарки начнутся. Вот туда я наверное и отнесу, потому как мне самой столько жгутов не нужно, а повязать иногда хочется.

Ищу вот такие окончания, может кто-нибудь знает где продаются?

6

Монограммы

Давно не показывала почему-то.

Монограмма СА. Очень нравится как получилось - нравится сочетание цветов спокойного темного кофе с молоком и неяркого синего, очень нравится форма букв.

Как обычно макросъемка. Фотографирую специально макро, чтобы удобнее было рассматривать ошибки, если они есть. Ошибаюсь редко, но контролировать себя все равно нужно.

Высота букв 12 мм. Нитки DMC.

Монограмма МИВ.

Монограмма КА.

среда, 10 октября 2012 г.

Талашкино

Заранее извиняюсь за стиль изложения, фактически это тезисное изложение, чтобы самой не забыть. Дважды перечитала и поняла, что писать гладким литературным языком об этой поездке не хочется.

Очень давно собиралась съездить, рассматривала варианты поездки в Смоленск самостоятельно, но в итоге нашла тур, который по описанию довольно точно соответствовал тому, что я хотела бы увидеть в этой поездке. Все оказалось не совсем так, как я мечтала.

Уже довольно давно я обратила внимание на то, что 80-90% экскурсионных туров связаны с храмами, фактически это паломнические туры (хотя они так и не называются, но по сути это так), причем доля их только возрастает. Но я не паломник, храмы рассматриваю исключительно как памятники архитектуры и декоративно-прикладного искусства. А основная часть моих интересов связана с вышивкой в той или иной степени. Поэтому увидев двухдневный тур в Смоленск, где половина программы посвящена музею Русская старина и Талашкину я обрадовалась. Не тут-то было.

Уже в Смоленске оказалось, что музей Русская старина закрыт на реставрацию, по словам экскурсовода в здании никогда не было отопления и канализации, состояние фондов удручающее. К миллениуму было предложение опубликовать каталог коллекции М.К. Телищевой. Но идею быстро замяли, возможно потому, что на момент дарения княгиней коллекции Смоленску было 10000 единиц хранения, а в эти дни нам многократно с гордостью повторяли, что в музее 4000 единиц хранения. Честно говоря, даже думать не хочу что сталось с остальными экспонатами. В ближайшие годы реставрация в музее не закончится.

Пока в другом здании показывают только картины из коллекции М.К.Тенищевой. Спас Нерукотворный новгородской школы меня поразил. Потрясающе сильная икона (прошу учесть, что я совсем не религиозна). И остальные картины из её коллекции произвели столь же сильное впечатление. Если же и предметы декоративно-прикладного искусства такой же красоты и ценности, то значение коллекции уникально. Если её разграбят или сгноят окончательно, то это утрата огромная. С моей точки зрения, музей на Делегатской не стоит коллекции Тенищевой!

_________________

Мария вышла замуж второй раз за князя Тенищева, это был брак по расчету, муж был на 15 лет старше. Но  благодаря этому браку у Марии появились средства, чтобы открыть школы и студии.

Тенищевы открыли более 30 учебных заведений. В их доме в Петербурге была открыла бесплатная художественная студия, в которой могли заниматься молодые художники, которые не прошли отбор в академию художество по какой-либо причине. Именно этой студии мы теперь благодарны за открытие таланта Билибина.

Сельскохозяйственная школа в Талашкино открыта в 1893 году. Бесплатное обучение для крестьянских детей и сирот, обучение длилось 6 лет. Раздельное обучение для девочек и мальчиков. В школу принимали с 9 лет. Так как Тенищева считала, что раньше ребенок не может осознать чем бы ему хотелось в жизни заниматься. Полный пансион, для детей шили даже специальную одежду для занятий спортом.

Рассказ о школе произвел впечатление – система обучения замечательно продумана. Ежегодно школа выпускала 150 учеников. Макаренко использовал опыт этой школы в своей работе. Кстати, агрономом у него был выпускник талашкинской школы.

В школе преподавали профессора из Петербургского университета, а занятия в художественным мастерских вели замечательные художники своего времени – Репин, Бенуа, Рерих, Врубель, Малютин. Вы только представьте – крестьянским сиротам преподают профессора университета! И это 1893 год.

Мастерские при школе были оборудованы по последнему слову техники.

Ужасного качества висел ксерокс, а скатерть была видимо очень красивая. Очень хочу найти лучше фото и рисунок!

 

Как мне нравится этот стол с дорожкой!

Лестница на второй этаж в Теремке.

Балалайки с росписями Врубеля.

 

Быстро учебные мастерские превратились в центры художественных промыслов. Работа делилась на две части. Крестьяне и мастеровые несли то, что могли сделать сами. А талантливые художники создавали замечательные рисунки, по которые выполнялись уже высоко художественные прикладные вещи.

Для руководства мастерскими по совету Рериха Т. Пригласила Малютина (именно благодаря ему мы теперь гордимся матрешками). Он проработал в Талашкино всего 3 года, но успел оставить очень заметный след – Теремок, резные ворота и мостики, росписи большого количества балалаек, резная мебель.

 

Со временем у него возникли творческие разногласия с Т. Все его работы были очень красивы, но он придерживался принципа не отхода от народных, довольно архаичных форм. А Т. стремилась взять от народного искусства идеи и технику исполнения, а формы придать уже современные. В вышивальной мастерской вышивали по рисункам Т. и художников старинной техникой, но современными оттенками цветов. Крестьянки первое время называли такие цвета мутными. Т. оставила принцип использования небольшого количества цветов, так же как в крестьянских узорах, но цвета использовала, присущие стилю модерн – коричневый, фиолетовый, болотно зеленый, т.е. более естественные природные оттенки.

На выставке 1900 года в Париже изделия из Талашкино произвели фурор. В конце будет ссылка на каталог талашкинской вышивки на этой выставке. Нашла на сайте одного американского института искусств! Зато наши музейщики удавятся, но информацией не поделятся. Попасть в библиотеки наших музеев частному лицу дело заведомо проигрышное((.

В каталоге представлены скатерти, которые пользовались огромным спросом. Своего рода вышивальный пэчворк – вышивка выполнялась на тканях разных цветов, а потом уже соединялась в скатерти, дорожки, салфетки.

Вскоре после революции Талашкино сожгли, а во Фленове, где размещалась школа и располагались мастерские разместили отдел НКВД, территорию разделили на огороды, в храме Святого Духа хранили овощи, от сырости и испарений все росписи Рериха внутри храма погибли. Осталась мозаика Спаса Нерукотворного при входе.

Сейчас экспозиция размещена в здании мужского учебного корпуса и в Теремке. Экскурсовод - преподаватель по образованию, очень интересно рассказывала про школу, но заметно поскучнела, когда перешла в Теремок и разговор пошел о творческих мастерских.

Архив школы сохранился практически полностью, его изучают и на основе его построена интересная экскурсия. Но почему так мало информации о мастерских, где их архив? Где эскизы великих художников, вышивки, книги?

Обидно, но необходимо, чтобы текст экскурсий писали такие же увлеченные этими ремеслами люди, иначе эта часть деятельности Т. Будет оставаться неизвестной как сейчас, а ведь без этих мастерских школа не была бы школой Тенищевой, для которой художественные мастерские составляли неотъемлемую часть обучения детей. Основным принципом деятельности этой школы было выявить талант у каждого ребенка – к сельского хозяйству или садоводству, музыке, рисованию, вышивке, гончарному,  столярному делу и др. 

В экспозиции нет вышивок мастерских (только одно кресло и ширма), остальное - простые ученические образцы.

 

По словам экскурсовода все передано в Смоленск на хранение в музей «Русская старина» (говорят, что старая охранная сигнализация и древняя проводка, что странно ведь остальные деревянные предметы там хранятся, еще называли причину – краски шелка под воздействием света выцвели и вышивка на реставрации). По словам московского экскурсовода она видела фонды этого музей и была в ужасе от их сохранности и условий хранения.

Так что Талашкино в действительности нельзя назвать вышивальным местом, как я надеялась. Думаю, что талашкинской вышивки в Смоленске мы не увидим. Тогда остается искать в европейских коллекциях, ведь княгиня продала в Европу огромное количество вышитых изделий.

Очень мне нравится резное панно по рисунку Малютина. Птицы вверху просятся в вышивку.

Посмотрите какие рамки в стиле модерн. Уверена, что в этом же стиле были и вышивки.

 

Знаменитая перегородчатая эмаль Тенищевой. Мария училась в Париже эмальерному искусству у Рене Лалика, помните выставку в Кремле?

Книги Тенищевой

Удивительная была женщина, думаю, что с непростым характером. Но кто знает, скольких бы картин не написали художники не будь её непростого характера.

Вот фото ниже вышивки, которые я очень хотела увидеть вживую. Но ужас, увлечение музейных работников современными технологиями сыграло со мной злую шутку – на стене висят цветные ксерокопии!

Вообще таких ксерокопий очень много – там где должны были бы быть ведомости школы, фотографии учеников и окрестностей, висят распечатки довольно плохого качества. Согласитесь есть разница – рассматривать старинное фото или ксерокопию. Такого качества фотографии я могу и в сети найти, для этого не стоит ехать 7 часов.

Честно говоря, именно в этой поездке у меня появились претензии к музейщикам:

Из музейного манифеста с сайта Эрмитажа: “... Музей, по своей природе, это особое, в значительной степени уникальное образование, сочетающее в неразрывном единстве исполнение важнейшей общественной миссии и государственной функции по формированию, сохранению и изучению Музейного фонда страны и осуществление разнообразной просветительской деятельности. ..”

Побывав в Талашкино я не увидела сохранения коллекции М.К.Тенищевой, более того у меня появилась уверенность, что коллекцию я скорее всего никогда не увижу.

И не смотря на все это я рада, что съездила сейчас, потому как увидеть даже те немногие росписи Врубеля, Малютина, Васнецова, посмотреть на деревянную резьбу – дорогого стоит. Стиль талашкинской вышивки складывался на основе их рисунков не менее, чем на народных орнаментах. А кто знает, что мы увидим еще через несколько лет?

Рекомендую ехать самостоятельно без автобусной экскурсии, потому как группа находится в Талашкино всего 1 час, – этого невероятно мало. По Теремку я буквально бегала с фотоаппаратом.

Интересные записки Солоухина о Талашкино.

Каталог вышивки Талашкино на выставке 1900 года.

Буклет о Талашкине. На редкость удачный буклет, хороший текст и отличные фотографии (много лучше, чем получились у меня).

Книга Талашкино с текстом Маковского.