четверг, 3 января 2013 г.

Мстёра — жемчужина России

Даже не знаю с чего начать… Нужно идти! Обязательно. Выставка замечательная, до 27 января в музее декоративно-прикладного искусства на Делегатской. Я фотографировала только вышивки, но и иконопись, и лаковая миниатюра, и лубок ВЕЛИКОЛЕПНЫ! Рекомендую всем.

Но вернемся к вышивкам. На выставке представлена знаменитая белая мстерская гладь, работы с владимирским верхошвом и еще несколько работ, выполненных с технике художественной глади. Если я правильно поняла из подписей к работам, то почти все вышивки из собрания музея прикладного искусства (на Делегатской). И тогда невероятно жалко, что они не показывались раньше. Половина работ – декоративные панно агитационного содержания. НО! Выполнены они с таким профессионализмом, что можно только восхищаться.

К сожалению, батарея моего фотоаппарата сдохла не “доплывя и до середины Днепра”  впервые в жизни, так что я поеду еще раз точно. Еще хочу предупредить, я не делала художественных фотографий, чтобы показать красоту рисунка. Меня интересовали технические подробности – разделки атласников и сетки стягов. Так что уж, приношу извинения. Думаю, что красивые фотографии выложит кто-то другой.

1. Занавес – панно “Союз нерушимый”, Носкова В.Н., 1950-е годы. Хлопчатобумажный маркизет, нити мулине; вышивка: белая гладь, белая строчка, стяги.

Это все описание. Лично мне не хватает как минимум – размера, а он огромный, выше человеческого роста точно. Из описания не поняла: Носкова – художник, который нарисовала панно или вышивальщица, или она и художник, и вышивальщица. Нити мулине – вот уж не поверю, как минимум катушечные нитки для стягов 120 номер и тоньше (думаю, что такие тогда еще были) и гладь вышита не мулине, а скорее всего Floche (судя по “тонщине” нитей).

Портрет вышит отлично, и впечатлила проработка деталей. Посмотрите на погоны.

И звезду на башне. 5 лучей, каждый разделен на 2 части и все части разные. При этом сохраняется целостность картинки.

Наверху (на общей фотографии совсем не видны) 2 цифры 1917 слева и 1947 справа. Сделано мастерски.

Что еще поразило в этом панно. При таком огромном размере и тонкости ткани – сочетание огромных сеток и совмещение их с рисунком. Нужно сказать, что все сетки вокруг представлений республик выполнены строго по долевой. Такое впечатление, что сначала выполнялись сетки, а затем уже переносился рисунок на ткань. В вышивке часто использованы мережки, а при таком большом размере панно, это было совсем не просто – не перекосить рисунок на 2-3 нити…

Очень понравилась сетка на лучах. В живую я так и не смогла рассмотреть все стежки, их видно только при увеличении на мониторе.

Какое богатство атласников и стягов.

Представления республик. Латвия или Литва

Армения

Карело-финская республика

Не все смогла сфотографировать – некоторые очень высоко и стекло безумно бликует.

2. Панно “По древнерусским городам”, Ерофеева Л.А. 1980 годы. Хлопчатобумажный маркизет, нити мулине; вышивка: белая гладь, белая строчка, стяги.

30 лет прошло и какой контраст, маркизет вдвое толще и тут уже точно нити мулине. Если не видеть предыдущее панно, то и это выглядит отлично. Но они висят рядом и разница в материалах бросается в глаза.

   

3) Наволочка на диванную подушку “Метро”  и “Парашютист” Дмитриева-Шульпина Т.М., 1937 г. Лен, нити мулине, вышивка цветная гладь.

4) Панно “Союз нерушимый” Дмитриева-Шульпина Т.М., начало 1930 гг. Лен, нити мулине, нити шелковые, ткань шелковая, вышивка цветная гладь, аппликация. Из собрания Владимиро-Суздальского заповедника.

5) Панно “Вперед на запад” 1945 г. Дмитриева-Шульпина Т.М. Хлопчато-бумажный маркизет, хлопчатобумажные нити, вышивка белая гладь, белая строчка, стяги.

 

6) Занавес и панно “Салют победы” Носкова В.М. 1946 г. Хлопчатобумажный маркизет, нити мулине; вышивка белая гладь, белая строчка, стяги.

 

Чтобы представить уровень мастерства – цветочки, выполненные теневой гладью, между листиками размером 5-7 мм.

 

На башне очень понравилось сочетание теневой глади и двухсторонней глади при вышивке кирпичиков.

7) Следующие 2 панно висят прямо под потолком, фотографировала на вытянутых руках, так что качество оставляет желать лчшего.

Панно “Расцвела у окошка белоснежная вишня” Дмитриева-Шульпина Т.М., 1973 г. Хлопчатобумажный маркизет, нити мулине; вышивка белая гладь, белая строчка, стяги.

 

8) Панно “Радость Мстёры” Дмитриева-Шульпина Т.М., 1951 г. Хлопчатобумажный маркизет, нити мулине; вышивка белая гладь, белая строчка, стяги.

 

9) Бриз-бис (оконная занавеска) “Аквариум” Дмитриева-Шульпина Т.М., 1960 г. Хлопчатобумажный маркизет, нити мулине; вышивка белая гладь, белая строчка, стяги, тамбур.

10) Скатерть “Теремок” Колганона А.Н., 1951 г. Хлопчатобумажный маркизет, нити мулине; вышивка белая гладь, белая строчка, стяги.

 

Странное впечатление от скатерти, она не бросается в глаза, не такая эффектная как агитационные панно, но детали можно рассматривать бесконечно.

На этом мой фотоаппарат приказал “долго жить”. На выставке еще много белой глади и панно с очень крупным владимирским верхошвом. Лично мне мелкий рисунок белой глади ближе красного верхошва. Но он также эффектно выглядит. Еще раз съезжу, потом покажу.

Фотографий я сделала очень много, каждую работу фотографировала по частям, стараясь, чтобы при макро-съемке были четко видны сетки и атласные разделки.

По результатам поездок последних 3 лет, можно уже издавать сборник атласников и сеток. Сейчас почти все сетки стягов в книгах рисованные, когда начинаешь вышивать, то результат сильно отличается от картинки из книги. Он не плохой – просто другой.  Ну а атласников в книгах наверное с десяток наберется и все. А в вышитых образцах в музеях их много-много больше и они очень эффектные.

Еще раз – рекомендую, сходите на выставку. Мстёрскую белую гладь живьем надо видеть! Фотографии на мониторе не дают представления о тонкости работы. А живьем её как раз и негде смотреть, мстерский вышивальный промысел закрыли еще в 90-е. До этой выставки я живьем видела её только на занятиях по вышивке во Дворе пионеров в детстве и одно панно в Русском музее. И один раз видела панно на Ладье, но девушка, которая сидела на стенде явно не представляла какая редкость висит у неё за спиной.

10 комментариев:

  1. Ой, Таняяяяяя, Спасибоооо!!!!! я ж до Москвы не доберусь, хоть у тебя порассматриваю. Фантастические работы!

    ОтветитьУдалить
  2. Эх, если бы не тематика да наименование предмета как панно, цены бы этой вышивке не было. Хотя, эта тематика ещё большая ценность, в отличии от прикладных изделий, как носовой платочек или нижнее бельё.
    Сталин - это что-то. Но не люблю я такое. Как, например, Сталин в кружевах либо в кадомском венизе. ;)

    ОтветитьУдалить
  3. Люба, так я ж тоже не поклонница Сталина, но ведь сделано как. Если откинуть агитационный смысл, то все остальное вызывает восхищение. В Вологде в музее кружева видела замечательные кружевные салфетки с тракторами, парашютами, звездами. И выглядели они восхитительно.
    Вот современные портреты Путина крестиком вызывают в лучшем случае чувство неловкости за разработчика схемы, слишком примитивны.
    Думаю, что время вышитых агит панно прошло. Надеюсь, что никто не додумается вышить гладью мобильный телефон как символ времени.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я знаю, как художников заставляли это делать. Как, например, на павловопосадской мануфактуре рисовать эти же трактора на платках и шалях. Сколько же труда вложено в эту белую гладь! Какой-то крепостной труд.

      Удалить
  4. Огромное спасибо, Танечка! Ваши посты необыкновенная ценность, а Вы - подвижник! Обязательно надо вырваться на выставку, такое хочется видеть живьём! Панно из Русского музея помню до сих пор, потрясающая работа! Жалко, была с собой тогда только доисторическая плёночная "мыльница", и фотографии просто никакие. Но даже этот мутняк мне жалко выбрасывать, хоть немного оживляет картинку в памяти...

    ОтветитьУдалить
  5. огромное спасибо,Таня,в детстве была в Мстере и тоже было ощущение,что в сказку попала,нереальный труд.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за фотографии...Жаль что нет книг про мстёрскую белую гладь и потихоньку она уходит в историю...С удовольствием вспоминаю времена , когда работала на ф-ке им Крупской где вышивали раньше такое чудо и которой уже нет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Извините за беспокойство, моя просьба может показаться Вам странной, но не могли бы Вы поделиться своими воспоминаниями о работе на фабрике? Мстерской белой глади посвящена моя дипломная работа...

      Удалить
  7. Да, очень жаль. Ведь ничего похожего на мстерскую гладь нет. За рубежом есть вышивки по стягами и гладью, но они на 300% грубее.
    Хотя знаю, что была издана книга - Воронова Л. И., Мстёрская белая гладь, М., 1954
    Но живьем её никогда не видела.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо Вам огромное за чудесные фотографии! Это неоценимый вклад в традиционное прикладное искусство!

    ОтветитьУдалить