четверг, 3 января 2013 г.

Мстёра — жемчужина России

Даже не знаю с чего начать… Нужно идти! Обязательно. Выставка замечательная, до 27 января в музее декоративно-прикладного искусства на Делегатской. Я фотографировала только вышивки, но и иконопись, и лаковая миниатюра, и лубок ВЕЛИКОЛЕПНЫ! Рекомендую всем.

Но вернемся к вышивкам. На выставке представлена знаменитая белая мстерская гладь, работы с владимирским верхошвом и еще несколько работ, выполненных с технике художественной глади. Если я правильно поняла из подписей к работам, то почти все вышивки из собрания музея прикладного искусства (на Делегатской). И тогда невероятно жалко, что они не показывались раньше. Половина работ – декоративные панно агитационного содержания. НО! Выполнены они с таким профессионализмом, что можно только восхищаться.

К сожалению, батарея моего фотоаппарата сдохла не “доплывя и до середины Днепра”  впервые в жизни, так что я поеду еще раз точно. Еще хочу предупредить, я не делала художественных фотографий, чтобы показать красоту рисунка. Меня интересовали технические подробности – разделки атласников и сетки стягов. Так что уж, приношу извинения. Думаю, что красивые фотографии выложит кто-то другой.

1. Занавес – панно “Союз нерушимый”, Носкова В.Н., 1950-е годы. Хлопчатобумажный маркизет, нити мулине; вышивка: белая гладь, белая строчка, стяги.

Это все описание. Лично мне не хватает как минимум – размера, а он огромный, выше человеческого роста точно. Из описания не поняла: Носкова – художник, который нарисовала панно или вышивальщица, или она и художник, и вышивальщица. Нити мулине – вот уж не поверю, как минимум катушечные нитки для стягов 120 номер и тоньше (думаю, что такие тогда еще были) и гладь вышита не мулине, а скорее всего Floche (судя по “тонщине” нитей).

Портрет вышит отлично, и впечатлила проработка деталей. Посмотрите на погоны.

И звезду на башне. 5 лучей, каждый разделен на 2 части и все части разные. При этом сохраняется целостность картинки.

Наверху (на общей фотографии совсем не видны) 2 цифры 1917 слева и 1947 справа. Сделано мастерски.

Что еще поразило в этом панно. При таком огромном размере и тонкости ткани – сочетание огромных сеток и совмещение их с рисунком. Нужно сказать, что все сетки вокруг представлений республик выполнены строго по долевой. Такое впечатление, что сначала выполнялись сетки, а затем уже переносился рисунок на ткань. В вышивке часто использованы мережки, а при таком большом размере панно, это было совсем не просто – не перекосить рисунок на 2-3 нити…

Очень понравилась сетка на лучах. В живую я так и не смогла рассмотреть все стежки, их видно только при увеличении на мониторе.

Какое богатство атласников и стягов.

Представления республик. Латвия или Литва

Армения

Карело-финская республика

Не все смогла сфотографировать – некоторые очень высоко и стекло безумно бликует.

2. Панно “По древнерусским городам”, Ерофеева Л.А. 1980 годы. Хлопчатобумажный маркизет, нити мулине; вышивка: белая гладь, белая строчка, стяги.

30 лет прошло и какой контраст, маркизет вдвое толще и тут уже точно нити мулине. Если не видеть предыдущее панно, то и это выглядит отлично. Но они висят рядом и разница в материалах бросается в глаза.

   

3) Наволочка на диванную подушку “Метро”  и “Парашютист” Дмитриева-Шульпина Т.М., 1937 г. Лен, нити мулине, вышивка цветная гладь.

4) Панно “Союз нерушимый” Дмитриева-Шульпина Т.М., начало 1930 гг. Лен, нити мулине, нити шелковые, ткань шелковая, вышивка цветная гладь, аппликация. Из собрания Владимиро-Суздальского заповедника.

5) Панно “Вперед на запад” 1945 г. Дмитриева-Шульпина Т.М. Хлопчато-бумажный маркизет, хлопчатобумажные нити, вышивка белая гладь, белая строчка, стяги.

 

6) Занавес и панно “Салют победы” Носкова В.М. 1946 г. Хлопчатобумажный маркизет, нити мулине; вышивка белая гладь, белая строчка, стяги.

 

Чтобы представить уровень мастерства – цветочки, выполненные теневой гладью, между листиками размером 5-7 мм.

 

На башне очень понравилось сочетание теневой глади и двухсторонней глади при вышивке кирпичиков.

7) Следующие 2 панно висят прямо под потолком, фотографировала на вытянутых руках, так что качество оставляет желать лчшего.

Панно “Расцвела у окошка белоснежная вишня” Дмитриева-Шульпина Т.М., 1973 г. Хлопчатобумажный маркизет, нити мулине; вышивка белая гладь, белая строчка, стяги.

 

8) Панно “Радость Мстёры” Дмитриева-Шульпина Т.М., 1951 г. Хлопчатобумажный маркизет, нити мулине; вышивка белая гладь, белая строчка, стяги.

 

9) Бриз-бис (оконная занавеска) “Аквариум” Дмитриева-Шульпина Т.М., 1960 г. Хлопчатобумажный маркизет, нити мулине; вышивка белая гладь, белая строчка, стяги, тамбур.

10) Скатерть “Теремок” Колганона А.Н., 1951 г. Хлопчатобумажный маркизет, нити мулине; вышивка белая гладь, белая строчка, стяги.

 

Странное впечатление от скатерти, она не бросается в глаза, не такая эффектная как агитационные панно, но детали можно рассматривать бесконечно.

На этом мой фотоаппарат приказал “долго жить”. На выставке еще много белой глади и панно с очень крупным владимирским верхошвом. Лично мне мелкий рисунок белой глади ближе красного верхошва. Но он также эффектно выглядит. Еще раз съезжу, потом покажу.

Фотографий я сделала очень много, каждую работу фотографировала по частям, стараясь, чтобы при макро-съемке были четко видны сетки и атласные разделки.

По результатам поездок последних 3 лет, можно уже издавать сборник атласников и сеток. Сейчас почти все сетки стягов в книгах рисованные, когда начинаешь вышивать, то результат сильно отличается от картинки из книги. Он не плохой – просто другой.  Ну а атласников в книгах наверное с десяток наберется и все. А в вышитых образцах в музеях их много-много больше и они очень эффектные.

Еще раз – рекомендую, сходите на выставку. Мстёрскую белую гладь живьем надо видеть! Фотографии на мониторе не дают представления о тонкости работы. А живьем её как раз и негде смотреть, мстерский вышивальный промысел закрыли еще в 90-е. До этой выставки я живьем видела её только на занятиях по вышивке во Дворе пионеров в детстве и одно панно в Русском музее. И один раз видела панно на Ладье, но девушка, которая сидела на стенде явно не представляла какая редкость висит у неё за спиной.