четверг, 30 января 2014 г.

1860 г. зонт из тафты

Я люблю зонты и приводить их в порядок для меня не просто работа – это удовольствие, за которое еще и деньги платят.

С этим зонтом за время хранения произошло все неприятное, что только можно придумать. Какое-то время его хранили в сыром помещении – ткань зонта, подкладки и бахромы села; спицы были сломаны в 6 местах, бахрома оборвана. Да еще за 150 лет его жизни тафта стала совсем хрупкой и местами потрескалась. Но зонт любили и пользовались им долго и часто – по центру каждого фрагмента зонта шли вытершиеся от долгого употребления полосы.

Вытертые полосы по центру фрагментов. По этим сгибам нити утка сохранились, а нити основы вытерлись.

Севшая подкладка.

 

Сломанные и прорвавшие подкладку спицы.

 

Сломанные спицы (две уже с наложенными “шинами”).

Грязь на костяных частях зонта.

 

 

Перед началом реставрации мы посоветовались со специалистами из Росизо. Нас интересовало, что можно сделать с тканью зонта при учете очень хрупкого состояния тафты. Получили четкий ответ – клеить. Но этот вариант нам не подходил – тогда основная ткань зонта стала бы толще и еще менее эластичной. А нам было принципиально важно сохранить эластичность ткани, зонт нужно было отреставрировать так, чтобы его можно было экспонировать как в открытом, так и в закрытом состоянии.

Так что оставалась только щадящая реставрация иглой - газовой нитью на газ. Осторожно, аккуратно, не торопясь.

Зонт разобрала, ткань демонтировала. При демонтаже увидела, что все углы ткани, за которые зонт крепится к спицам рваные, как только еще не оторвались?

Для полного комплекта проблем на ткани оказалось много мелких пятен. Совсем не хотелось промывать – как повела бы себя тафта никто не мог предсказать. Но пятна нужно убирать, если оставить, то со временем они или выпадут вместе с частью ткани, или станут жесткими и ткань в этом месте сломается. В общем, я почти неделю думала что делать, советовалась. В итоге промыла и ничуть не пожалела. Почти все пятна ушли, убралась пыль с ткани. Ткань не села. Думаю, что сыграло роль то, что зонт какое-то время хранился в сыром помещении и ткань села уже тогда.

Детали основной части зонта и оборки дублировала на газ. Газ предварительно тонировала Лариса, чтобы в тех местах, где тафта совсем протерлась не было слишком заметно.

Крупно угол фрагмента.

Спицы решила не склеивать, а наложить на места разломов “шины” как при переломе костей. С двух или с четырех сторон спицы прикладывала тонкие полоски жести и прикручивала бижутерной проволокой. Такой способ не прибавляет дополнительную жесткость спице. Бамбук спиц уже довольно хрупкий и если в месте разлома сделать жесткую склейку, то при открытии зонта спица сломается рядом с местом прошлого разлома. На фото еще не спрятаны кончики проволоки. Некоторые спицы были сломаны в двух местах.

Промыла костяные части зонта.

Сшила основную часть зонта. Да, забыла сказать – зонт был сшит полностью на руках. За время хранения нитки также практически истлели. Сшивать пришлось отступая от предыдущей линии сшивания на полмиллиметра, так как ткань зонта немного села за время хранения.

Все 4 линии бахромы промыла, расчесала, прогладила. А вот подкладку пришлось заменить на новую. Эксельсиор, из которого была сделана подкладка, не просто сел, но и повело его во многих местах так, что сшить его после дублирования не представлялось возможным. Некоторые фрагменты не получалось даже ровно разложить для дублирования. Плюс он стал очень хрупким. Новый эксельсиор тонировала, чтобы цвет был максимально похожим на старый. Раскроила, вырезала фестончики по краю и все сшила.

Самое долгое и нервное было пришить все линии бахромы и собрать зонт, подкладку на спицы. В итоге все удалось.

Посмотрите какой он красивый.

Забыла написать – зонт складной, ручка складывается ровно вполовину.